Приглашение на участие в мероприятии ассоциации женщин айнов - коренного населения Японии, - поступившее от Международной общественной эко-гастрономической организации Слоу Фуд, явилось для меня ошеломляющим фактом. Побывать в этой стране было моим давним и, казалось, несбыточным желанием. Увлечение историей заставляло находить время для ее изучения, но познания были отрывочны, скупы и разрозненны. Они не давали цельной картины представлений о Стране Восходящего Солнца. Поэтому возможность непосредственного общения с ее жителями явилась большой удачей.

НЕМНОГО ОБ АЙНАХ

Но почему малоизвестная группа женщин в самой Японии и неизвестная за ее пределами выступила организатором проведения международного мероприятия, собравшем около двухсот делегатов из 27 стран? Только одиннадцать лет назад Японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, и вдруг теперь они обозначились на мировом уровне. Алтайским тубаларам, теленгитам, кумандинцам и челканцам, например, о таком взлете надо только мечтать. Конечно, в отношении айнов руку приложила Международная общественная эко-гастрономическая ассоциация Слоу Фуд, ставшая мировым лидером среди общественных объединений граждан и имеющая своих сторонников в 160 государствах.

Но выбор айнов не случаен. Эпоха глобализма порождает вопросы, решение которых не следует откладывать в долгий ящик. В такой ситуации опыт коренных народов важен и ценен.

Финансовую поддержку форуму оказали фонды Кристенсена, Тамалпаис, Пованки, Мицубиси, Международный фонд сельскохозяйственного развития и Японский фонд. Внимание финансистов к этому проекту тоже свидетельствует о том, что в глобальном мире что-то не так, а искать пути выхода из кризисных ситуаций нужно коллективным способом в процессе дискуссий.

Поездка заставила меня познакомиться с историей айнов, во многом суровой и печальной. В переводе с айнского языка слово айн означает настоящий человек. Эти люди еще пятнадцать тысяч лет назад расселились по землям у устья Амура в Охотское море, Сахалина, юга Камчатки, Курильской гряды и островов Японского архипелага. Среди историков нет единого мнения о их прародине.

Одни считают, что они пришли из Полинезии, другие - из материкового Китая, третьи - из Сибири. Есть версия, что айны являются потомками гипербореев, от которых якобы пошли арии и праславяне. Лингвисты в языке айнов обнаружили элементы санскрита, англо-германских и славянских языков. Сибирское происхождение айнов поддерживают даже японские антропологи несмотря на присутствие у них черт монголоидной и австронезийской рас. Русские первопроходцы, осваивавшие земли низовьев Амура, Сахалина и Камчатки увидели в айнах своих собратьев, белолицых и бородатых. Есть фотографии, на которых Лев Толстой и мужчина айн схожи, как будто это один человек. Женщины делали татуировки вокруг губ, напоминающие усы у мужчин, что являлось признаком красоты.

Айны жили небольшими поселениями, занимались рыбной ловлей, охотой, собирательством. Такой образ жизни позволял им существовать за счет возобновляемых ресурсов, в полной гармонии с окружающей средой. Они исповедовали анимизм, обожествляли природу, жертвоприношения связывали с культом медведя. Еще айны курили, что дало повод некоторым исследователям связать их с американскими аборигенами. И все же древние айны были представителями чистокровной белой расы. Но они жили в окружении других народов - нивхов, уильтов, нанайцев, эвенков, а позднее и японцев. Соседям трудно было избежать смешанных браков, и за столетия в айнах начали проявляться монголоидные черты. В Центре содействия культуре айнов "Саппоро Пирка Котан" я внимательно вглядывался в лица местных жителей и находил, что влияние было от сильного до малого. Встречались девушки, в которых ничего монгольского не было.

С трехсотого года до новой эры на острова устремились предки нынешних корейцев и китайцев. Переселенцы принесли с собой культуру рисового земледелия. Потребовалось полторы тысячи лет, чтобы сложилась японская нация, каковой она является сегодня. Рисосеяние позволило с меньшей площади получать больше пищи, что подтолкнуло к увеличению численности населения и его расселению на все большей территории.

При этом коренные жители притеснялись или изгонялись с обжитых мест. Остров Хоккайдо, который полностью являлся этнической территорией айнов, был буквально завоеван японцами в середине девятнадцатого столетия. Айны были подвергнуты жесткому прессингу. Им запрещалось ловить рыбу, их насильно заставляли заниматься земледелием, забывать свой язык, и за полтора столетия этот народ утратил свою национальную идентичность. Зато многие традиции и обычаи перекочевали к японцам. Обряд харакири, умение владеть двумя мечами, самурайская клановость - все это когда-то было айнским достоянием. Даже кимоно было скопировано скорее всего с айнского запашного халата, а не с китайской одежды ханьфу. Навряд ли бы айны стали носить одежду своих поработителей и угнетателей.

Сегодня в Японии по разным источникам насчитывается от 20 до 26 тысяч айнов. Но это уже не те люди, каковыми они были сто или двести лет назад. Они почти японцы, поскольку не знают своего родного языка. Культурные центры айнов больше похожи на этнографические объекты для привлечения туристов.

Григорий КУДРЯШОВ

Продолжение следует

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 голос)