Были времена, когда профессия учителя была не то чтобы престижной, но уж почетной точно. Учителей уважали, они были примером, образцом. Иметь в семье учителя было гордостью. К сожалению, сейчас такого отношения к такой важной профессии - почему-то нет, и найти среди выпускников искренне желающих стать педагогом крайне сложно. 

На эту тему мы поговорили с молодой перспективной учительницей истории и МХК Турочакской СОШ, председателем союза учителей Республики Алтай от Турочакского района, победителем конкурса "Дни педагогического мастерства в Турочакском районе-2019" в номинации "Педагогический дебют", Евгений Акпыжаевой.

Судьба вернула в школу!

- Евгения, расскажите, как начался ваш педагогический путь?

- Я родилась в маленьком селе Приобское Быстроистокского района Алтайского края. Увлекалась спортом, особенно баскетболом, хотя играли у нас в основном только мальчики. С большим рвением занималась, но никаких успехов в этом деле достичь не удалось. Поступать всегда мечтала на юридический, но и это не получилось, и в результате в 2010 году я закончила исторический факультет ГАГУ. Свою первую практику я прошла в одной из школ Горно-Алтайска, ощутила, что преподавание - это прямо-таки мое и очень воодушевленная, с двумя чемоданами приехала в Турочак - на Родину супруга, устраиваться на работу, пока последний был в армии. Но когда я зашла в Турочакскую школу, энтузиазма поубавилось. Я поняла, что нет никаких условий. Школа была в ужасающем положении, пол покоцаный, доски скрипели, все мне показалось темным, серым и убогим, да и отнеслись ко мне не очень, мол, приехала - молодец, работай! А у меня жилья нет, зарплата маленькая, как жить на нее, было непонятно.

Выбежала я из школы и подумала, что никогда туда не вернусь. Устроилась в отдел образования, но по совместительству все равно пришлось работать учителем, пригласили. Тогда я очень уставала, и делала все, как говорится, спустя рукава. Проработала я так недолго. Мне казалось тогда, что все мои задумки и мечты обречены на провал. И только через время я осознала, как счастлива, что не стала юристом, и что спортивные неудачи ни о чем не говорят, просто нужно было время, чтобы я сама в первую очередь подросла и созрела.

- И судьба снова вернула вас в школу?

- Да, после рождения второго ребенка я вновь устроилась работать учителем истории, а позже еще получила дополнительное образование как преподаватель по Мировой художественной культуре. И мне теперь кажется, что это самая прекрасная профессия, которая только может быть - учить детей! Кроме того, и школа у нас теперь вон какая шикарная - все условия для развития учеников созданы, и директор замечательный! Александр Николаевич Болтухин все идеи мои поддерживает, ценит как сотрудника, я это понимаю и чувствую. А поддержка со стороны руководства очень нужна, это дает силы, мотивирует учителя на все новые и новые свершения.

- А о каких идеях, например, идет речь?

- Ну, например, мне удается реализовываться в еще одной своей профессии, в качестве фотографа-видеографа. Все значимые события в школе стараюсь запечатлеть и разместить на нашем новом сайте. Гораздо приятнее посещать образовательные интернет-ресурсы, наполненные профессиональными фото и видео, особенно когда они сделаны с креативным подходом.

Например, у нас в коллекции есть видеоролик чудесного социального проекта нашего психолога "Позвони маме", когда выпускники звонили родителям и признавались им в любви.

Сейчас появилась задумка - организовать радиоточку. У нас школа большая, больше тысячи человек, но никто ничего друг про друга не знает: ни про победы в конкурсах, ни даже про дни рождения учителей. А ведь как было бы здорово, если бы на переменах дети могли услышать о чем-то новом и интересном, а иногда потанцевать под веселую музыку, разрядиться, отдохнуть и набраться сил для следующего урока. Радиоведущими были бы старшеклассники, среди них немало желающих поучаствовать. Но пока, к сожалению, это только мечта. Мы надеялись реализовать нечто подобное через пожарную систему оповещения, но это оказалось невозможным. Но я надеюсь, что когда-нибудь школе удастся изыскать средства на это.

В школе все для детей!

- Вы также реализуете интересный проект "Я в профессии", расскажите поподробнее…

- Да, как-то раз у нас отменился день самоуправления, а детям очень уж хотелось испытать себя, и я предложила учащимся все-таки попробовать себя в роли учителей. В результате две девочки провели уроки, мы отсняли видеоматериал, в котором они подлились впечатлениями, рассказали, что у них получилось, а что нет. Сразу показали это видео в республике, место никакое не заняли, но хотя бы заявили о себе. А в этом году ко мне подошли ученики 11-го класса с просьбой поучаствовать в чем-то подобном. Мы провели анкетирование по поводу того, в какой профессии они хотели себя попробовать. Выяснилось, что ребятам интересна профессия полицейского. Я обратилась в местное отделение МВД и на нашу просьбу откликнулись. Я набрала группу из пяти человек, и мы отправились на необычную экскурсию. В межмуниципальном отделе МВД детям рассказали, какие экзамены нужно сдать, что бы стать полицейским, какие требования предъявляются, учеников провели по всему участку, познакомили с работниками, которые рассказали о направлении их работы и о том, чем они занимаются.

Затем наступила самая интересная часть - мы съездили на проверку к малолетнему преступнику. Зимой, на обычном полицейском уазике. И как по заказу, машина в дороге сломалась и полчаса не хотела заводиться. И вообще, автомобиль показал себя во всей красе: то дворники не работали, то еще что. Ребята поняли, что представляет собой реальная жизнь работника полиции, а не сериальная. Они буквально примерили на себя профессию. Но, несмотря ни на какие приключения, ребята не передумали и по-прежнему горели идеей пойти в полицию.

Итогом проекта, который планируется реализовывать в течение нескольких лет, станут пять видеороликов. А в шестом я расскажу, кто из учеников в результате поступил, куда мечтал, а кто нет.

- Наверное, гораздо больше ребят хотели бы принять участие в таком проекте? Можно было бы бесконечно водить детей на экскурсии в разные инстанции, но у учителя на это все физически не хватает времени…

- К сожалению, вы правы. Большее количество я одна охватить точно не смогу. Такие проекты реализуются в личное время, а у учителя его сейчас и так немного. Не все понимают, но мы работаем по четкому плану, который должен быть составлен к каждому уроку. И зря некоторые думают, что учителя их берут из интернета, это просто невозможно. Ежедневный план работы полностью соответствует плану годовому и охватывает определенные темы.

Только на выставление оценок в дневники ученикам своего класса уходит 3-4 часа, потому что учителя по каждому отдельному предмету не успевают сделать это физически. Нужно отпускать детей на перемену. Есть еще и электронный журнал, куда мы обязаны выставлять оценки. Учитель оценки называет в конце урока, а ребенок может просто забыть ее поставить.

- А как же фраза "Звонок для учителя"?

- Это раньше так было, а сейчас в школе все для детей!

Учитель дома как злой дух!

- И дома у учителя работа продолжается…

- Так точно. Сейчас у учителя много бумажной работы, разного рода отчетов. Ну и подготовка плана следующего занятия. Поэтому приду с уроков, приготовлю еду, на своих наору, потому что в школе этого делать категорически нельзя, сяду в свою "учительскую" и до двух ночи планы пишу. Я туда никого не пускаю, говорю всегда, что там живет злой дух (смеется). Сижу там бурчу, но в школе даже голос себе не позволяю повышать.

- Учителя еще и в конкурсах должны участвовать, насколько я знаю, всевозможных?

- Да, сейчас работа учителя - это одна треть. Кроме всего прочего, педагог должен грамотами показывать, что он дает детям. И своими грамотами, и ученическими.

- Ну, пока вам это успешно удается? За короткий период работы в школе вы уже получили диплом II степени в Республиканском конкурсе молодых журналистов "Акула пера 2017" в номинации "Лучшая видеоработа", диплом II степени в составе команды педагогов турочакской школы "Арт-кампус" за участие в первом чемпионате муниципальных учительских команд Республики Алтай- 2018 и стали победителем конкурса "Дни педагогического мастерства в Турочакском районе- 2019" в номинации "Педагогический дебют". А ученица вашего класса Шонина Ольга получила 1 место в конкурсе "Ученик года - 2019". Расскажите, как испытывали на профпригодность на днях педагогического мастерства?

- Испытывали нас целую неделю. Во-первых, было необходимо дать открытый урок. Я защитила проект, о котором мы говорили выше, "Я в профессии", показала, промежуточные материалы. Затем учителям предлагались педагогическая ситуация, варианты выхода из которой нужно было предложить. Кто-то должен был убедить работать на уроке ребенка, который категорически отказывается что-либо делать. Или же нужно было рассказать, что можно предпринять, если вы организовали литературный вечер, а на него никто не пришел. Я предложила вечер перенести на другую дату, но в конце его устроить дискотеку или чаепитие.

- В чемпионате муниципальных учительских команд Республики Алтай-2018 Турочак тоже запомнился?

- Да, на этот чемпионат мы ездили в октябре прошлого года. Два опытных специалиста и два молодых. Нашей главной фишкой стала видеопрезентация педагогической команды в юмористическом ключе. Мы придумывали сценарий, много раз собирались, снимали видео, а уже потом я его смонтировала. Все были в восторге, конечно. Нам даже позвонили из института повышения квалификации учителей и попросили видео, чтобы показать, как нужно делать. Это было, безусловно, очень приятно. Мы очень старались, работали одной командой, с удовольствием и позитивом.

- Вы еще, знаю, летали с учащимися в Питер? Что за конкурс выиграли?

- Собственно, я тут как раз ничего не выигрывала, мне просто повезло. В прошлом году проходил конкурс молодежных проектов "Если б я был Президентом", в результате три ученицы турочакской школы должны были лететь в Санкт-Петербург, и им был нужен сопровождающий. И так как одной из участниц я помогала снять видео, мне и предложили. Инициатива, как всегда, наказуема, но в этом случае я была невероятно рада.

В рамках очного этапа конкурса я прошла программу "Стратегия будущего", познакомилась с огромным количеством профессионалов со всей страны, получила колоссальный опыт. Дети получили очень хорошие подарки. Жаль, что из наших никто не победил, но я надеюсь, подобные конкурсы в жизни турочакской школы будут постоянно, и активным талантливым детям еще представится возможность заявить о себе.

Профессионализм, конструктивизм и позитив

- Евгения, какие, на ваш взгляд, насущные проблемы стоят сейчас перед школой прежде всего?

- Я считаю, что в первую очередь, ну, помимо непосредственных обязанностей, необходимо работать над поднятием авторитета учителей. Дело в том, что иногда кажется, что нас, учителей, не воспринимают ни родители, ни общество, ни дети.

Например, родители в случае, если, как им кажется, что-то в процессе обучения их ребенка идет не так, зачастую забывают, что в первую очередь нужно поговорить с самим учителем, а не жаловаться в отдел образования. Ведь на пути до отдела есть еще завуч, директор, как минимум, ну и учитель! Хочется, чтобы родители понимали, что у отдела образования совсем другие, более глобальные обязанности, а они должны отреагировать на жалобу родителя и как-то учителя наказать. Ну, а получивший, как говорится, по шапке учитель разве станет от этого добрее, позитивнее, разве станет лучше учить? Наоборот крылья будто исчезают.

Хочется, чтобы родители понимали, что учитель - это друг ребенка и именно в тандеме учитель-родитель можно наиболее эффективно помочь ученику или решить какой-то вопрос касаемо учебы. Обидно, когда живешь в школе практически, выкладываешься, но не все это ценят. Ведь даже если у нас два урока, мы зачастую все равно приходим к 8 и уходим в пять.

Учителя чувствуют себя беззащитными. Нас постоянно проверяют надзорные органы, методист ходят на открытые уроки, у нас планы должны быть написаны каждый день. Нехорошо, когда учитель и родитель лбами сталкиваются. Хотелось бы, чтобы родители это понимали и чтобы мы все шли друг другу на встречу.

Еще обиднее, что сами дети не воспринимают профессию педагога. Выпускники не хотят быть учителями, отсюда острая нехватка учителей. В том числе и у нас. Сколько ни разговаривала с детьми, которые даже учатся на педагогов, говорят, что просто отсиживают часы.

- И как это можно изменить, на Ваш взгляд?

- Ну вот, например, недавно мне предложили стать лидером клуба молодых педагогов Республики Алтай. Моей главной задачей будет представлять интересы начинающих учителей. Будем собираться, устраивать тренинги, семинары, обмениваться опытом и вместе продумывать ряд действий, который позволят сформировать правильный образ учителя.

Небольшим шагом к этому стала страничка Союза учителей РА в социальной сети Instagram, где я выкладываю педагогическую информацию из разных уголков республики, которую мне присылают.

- Что еще вам бы хотелось довести до совершенства в педагогической сфере?

- Хотелось бы, чтобы все педагоги горели желанием работать со своими подопечными и искать с ними взаимопонимание. Каждый учитель, я считаю, должен придумать, как мотивировать ребенка. Я могу прийти сказать, что очень всех люблю учеников, могу спросить, как настроение, пытаюсь как-то их заинтересовать, затронуть актуальную для них тему, а дети сразу понимают, что я, как говорится, в теме и лучше идут на контакт.

Но это мой вариант, кто-то из педагогов может что-то другое. Учитель при необходимости должен и гармошку достать, чтобы дети захотели ответы найти и дополнительный материал прочитать.

Хочется, чтобы школа была единым организмом. Чтобы появилось понятие "учителя турочакской школы", чтобы все вместе делали, и чтобы ученики гордились своим средним образованием, чтобы, увидев нашего выпускника, все с восхищением говорили: "Это из Турочака"! Значит, он воспитанный и хорошо образованный. Есть одна фраза, которая мне очень нравится: "Чтобы все получалось, должны присутствовать профессионализм, конструктивизм и позитив"!

НА СНИМКАЕ: Евгения Акпыжаева - победительница конкурса «Дни педагогического мастерства в Турочакском районе- 2019» в номинации «Педагогический дебют»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)