Вот уже шестнадцать лет я живу в Бийке Турочакского района Республики Алтай. И вот только накануне 75-летия Великой Победы сложилась полная история моей героической семьи. Я, конечно, знала про всех по отдельности, никогда не приходило в голову объединить эти сведения. Моя младшая сестра, Абросимова Алла Константиновна , работающая директором школы в Барнауле, собрала все материалы воедино.

Приближается великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Этот праздник подарил жизнь нашей стране и настал благодаря ежедневному, ежечасному подвигу нашего народа, наших предков. Мы не должны забыть ни одного имени героев, вынесших на своих плечах тяготы и невзгоды тех тяжких лет. Мы будем помнить, гордиться и передавать ПАМЯТЬ о них своим потомкам!
В моей семье бережно хранятся документы, награды, воспоминания о близких людях, воевавших, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, работавших в тылу. Угрюмов Михаил Михайлович, мой дед, майор, летчик 81 Авиадивизии под командованием легендарного полярного летчика Водопьянова Михаила Васильевича. Кадровый, в ВВС РККА с 1936 года. Окончил Сталинградское авиационное училище. В конце 30-х годов за выполнение особо важных заданий в Китае награжден орденом Красной Звезды. Воевал с первых дней войны командиром корабля в 432-м дбап.
Участник налета на Берлин 10.08.41 г. В этом рейде участвовали 7 бомбардировщиков Пе-8 и 3 бомбардировщика Ер-2, вылетевшие с аэродрома в Пушкин под Ленинградом. Пе-8 (№ 42055) c бортовым № 7 белого цвета под командованием майора Угрюмова стартовал в 21:58. Во время полета на больших высотах у машины несколько раз останавливались дизельные моторы М-30 (АЧ-30Б), приходилось снижаться и перезапускать их. Долетев до Берлина, бомбили через облака. Лучи прожекторов ПВО Берлина не смогли пробить низкую облачность, поэтому зенитная артиллерия немцев вела огонь по звуку работающих двигателей самолета, почти наугад. Во время первого захода было сброшено четыре бомбы ФАБ-250 и две РРАБ-3. Две зависшие в отсеке бомбы сбросить не удалось даже во время второго захода на цель. По докладу экипажа, над целью на высоте 7400 м были замечены два истребителя противника. Кормовой стрелок Пе-8 обстрелял их, а майор Угрюмов быстро увел машину в облака. На обратном маршруте над территорией Германии удалось сбросить две застрявшие на держателях авиабомбы. После почти десятичасового полета экипаж потерял детальную ориентировку и произвел на остатках горючего вынужденную посадку в поле в районе Торжка Калининской области. В донесении командования части было сказано, что "высокое летное мастерство командира корабля майора Михаила Угрюмова и второго летчика старшего лейтенанта Акима Ковалева помогли спасти машину и экипаж". Но не обошлось без потерь. При сбрасывании листовок над территорией Германии из-за нехватки кислорода погиб помощник борттехника, воентехник 1-го ранга А.Г.Смирнов, случайно оборвавший шланг своего кислородного прибора.
20.08.41 г. майор Угрюмов награжден орденом Красного Знамени. В декабре 1941 г. назначен командиром испытательной группы по доводочным испытаниям авиационных двигателей дизельного типа на самолетах ТБ-7. Награждён орденами - Орден Красной Звезды, Орден Красного Знамени, медаль "За оборону Москвы".
Погиб 21.03.42 г. при катастрофе самолета Пе-8 (зав. номер 42055) при испытании дизелей М-30. Похоронен в Кировском районе Казани, на кладбище № 1 (Окольном).
Жена Михаила Угрюмова, моя бабушка Угрюмова Нина Андреевна, окончила в 1939 году Сталинградскую летную школу. После смерти мужа была эвакуирована с семьей в с.Зверинка Курганской области, где всю войну работала в колхозе на тракторе.Брат Нины Андреевны, мой двоюродный дедушка Ромашковец Анатолий Андреевич был призван в армию в 1941 году, ему было 19 лет. Служил в пехоте командиром расчёта противотанкового ружья, участник битвы за Москву и Ржевской битвы 1942-1943 гг. Был ранен в лицо, скончался в госпитале 18.01.1943 год
Мои прадедушка и прабабушка Ромашковец Андрей и Надежда, жили в это время в г.Краснодоне, оккупированном немцами. На чердаке их дома хранилась рация "Молодогвардейцев" шахты района 1-бис, под руководством Сергея Тюленина. Когда Краснодон был временно освобожден нашими войсками, на немецкой бирже были найдены списки жителей города, подлежащих уничтожению. В них были и мои прадед и прабабушка, они были эвакуированы в тыл и, соединившись с семьей в с.Зверинка, тоже всю войну проработали в колхозе до самой победы.
Семья моего отца - Абросимова Константина Константиновича - во время войны находилась в г.Колпино Ленинградской области. По мере приближения фронта семья отца перебралась в Ленинград. Его маму - Тамару Петровну Осипчук, бабушку Анну Николаевну, сестру Тамусю, его самого и старшего брата Юру Абросимова вывез из блокадного Ленинграда в 1942 году экипаж 32 авиационного полка авиации дальнего действия, которым командовал мой двоюродный дедушка, родной дядя моего отца - Осипчук Борис Петрович.
Летчик-испытатель, подполковник. Родился 16 апреля 1908 года в городе Елизаветград (ныне - Кировоград), Украина. В армии с 1941. Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1941-марте 1942 - командир корабля 433-го авиационного полка (АДД); в марте 1942-мае 1945 - командир 102-го (32-го гвардейского) авиационного полка (АДД). С 1946 - в запасе. С июля 1946 - на летно-испытательной работе в ЛИИ. Провел ряд испытательных работ на Ли-2 и Ту-2 по тематике института. Рассказывает М.Л. Галлай: "Этот человек представлял собой живое подтверждение известной закономерности, согласно которой талантливая личность редко бывает талантлива лишь в чем-то одном. Борис Осипчук был отличным летчиком (особенно славилось его умение владеть "слепым" полетом) и одновременно высококвалифицированным инженером. Он рисовал - чаще всего веселые, выразительные, динамичные карикатуры, - играл на рояле, даже сочинял, по собственному определению, "скоростным методом" стишки, конечно, не сверкающие поэтическим мастерством, но неизменно забавные. С ним было интересно говорить, причем говорить в любом "ключе": от легкого трепа и до глубокого, раздумчивого разговора обо всем, что лежит на дне души человеческой". Погиб 17 мая 1947 года при выполнении испытательного полета на В-25.
Мой отец - Константин Константинович Абросимов стал воспитанником 102-го (32-го гвардейского) авиационного полка (АДД) в 1942 году. Ему было 15 лет. Награждён двумя медалями "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.", За взятие Берлина", орденом Отечественной войны II степени.
Юрий Константинович Абросимов - мой дядя - стал воспитанником 32 гвардейского авиационного полка авиации дальнего действия. Погиб в 1942 году. Его сестра Тамара бережно сохранила Блокадные дневники Юры.
Мама Юры и Кости - Тамара Петровна Осипчук- моя бабушка с ноября 1941 по апрель 1942 года работала в эвакогоспитале в г.Ленинграде, оказывая помощь раненым и больным бойцам Ленинградского фронта. С лета 1942 года и до конца войны прослужила в штабе 102 (32 ап адд). Награждена медалями "За оборону Ленинграда", "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.", орденом Отечественной войны II степени.
Я помню, я горжусь!
Марина Симагова, фото из семейного архива

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)